г. Москва, ул. Борисовская, д.1
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Заказать звонок

Как составить техническое задание на разработку сайта

«Если человек может неправильно вас понять, он обязательно это сделает», — принцип, который актуален во многих ситуациях. Он касается и разработки сайтов. Если заказчик хотел деловую социальную сеть, а получил новостной портал, виноватым будет исполнитель: именно он не угадал желания клиента. В результате совместная работа приведет только к взаимному разочарованию.

Избежать такой ситуации помогает ТЗ — техническое задание. Разберемся, как правильно его составить. Наша статья будет полезной разработчикам и их клиентам.

Что такое техническое задание

Что такое техническое задание

Это документ, где прописываются все требования, которым должен соответствовать сайт. Важно, чтобы ТЗ было подробным, а формулировки максимально четкими. Это повышает вероятность того, что сотрудничество станет взаимно продуктивным.

Главная задача ТЗ — помочь исполнителю и заказчику найти общий язык. Если правильно составить документ, обе стороны извлекают из этого пользу.

Плюсы для заказчика

Благодаря техзаданию клиент может:

  1. Понять, за что конкретно он платит. В грамотном ТЗ отображается структура сайта, специфика интерфейса и другие нюансы. Еще до начала работ заказчик может повлиять на реализацию проекта и сэкономить свои ресурсы.

  2. Убедиться в профессионализме исполнителя. Четкое, подробное и понятное техзадание говорит о том, что разработчик разбирается в своем деле. Путаница в таком важном документе часто идет рука об руку с сомнительной компетентностью.

  3. Обеспечить себе правовую защиту. Клиент может проверить, насколько готовый сайт соответствует техническому заданию. Если есть расхождения, исполнитель должен их устранить. При официальном сотрудничестве заказчик может обратиться в суд и получить компенсацию.

  4. Упростить замену разработчика. Если стороны не пришли к взаимопониманию и прекратили сотрудничать, запуск сайта откладывается. Когда у клиента есть готовое ТЗ, он может найти новых разработчиков, передать им документ и не терять время.

  5. Спланировать свой бюджет. Техническое задание позволяет четко понять, в какую сумму обойдется реализация проекта.

Плюсы для исполнителя

С помощью качественного ТЗ разработчик может:

  1. Разобраться в пожеланиях клиента. Главное не стесняться и задавать вопросы, показывать референсы, предлагать различные варианты. Всю собранную информацию необходимо зафиксировать в одном документе и согласовать с клиентом. Если обе стороны все устраивает, можно приступать к работе.

  2. Продемонстрировать экспертность. Качественное ТЗ доказывает, что исполнитель заслуживает доверия.

  3. Обеспечить свою юридическую безопасность. Иногда у клиентов возникает желание все изменить прямо в разгар работы. Если стороны согласовали и подписали документы, заказчик не сможет диктовать свои условия.

  4. Получить дополнительный доход. В ряде случаев веб-студии и разработчики-фрилансеры предлагают заказать подготовку ТЗ как отдельную услугу.

  5. Упростить и ускорить реализацию проекта. Грамотное техзадание позволяет быстро приступить к работе и не тратить время на выяснение подробностей.

Преимущества ТЗ для обеих сторон очевидны

Преимущества ТЗ

Разберем принципы, о которых нужно помнить, чтобы написать хорошее техзадание.

ТЗ должен составлять исполнитель

В теории это может сделать и клиент. Однако на практике техзаданием всегда занимается исполнитель либо его представитель, например, проджект-менеджер.

В создании сайтов по умолчанию лучше разбирается разработчик, а не заказчик. Тем не менее клиенту не следует абстрагироваться от составления ТЗ. Перед заказчиком стоит несколько задач:

  • познакомить разработчика с брендом, его продукцией и целевой аудиторией;

  • четко объяснить, для чего клиенту нужен сайт;

  • донести до исполнителя свое видение;

  • привести список площадок, которые нравятся клиенту;

  • подробно ответить на все вопросы разработчика.

Никто не запрещает заказчику подготовить черновое ТЗ. Возможно, оно станет основой для конечного технического задания.

Однозначность формулировок

ТЗ — документ, в котором не место качественным прилагательным. «Эффективный», «быстрый», «стильный» — такие определения под запретом. То же самое касается обтекаемых формулировок, например:

  1. Сайт должен нравиться клиенту.
  2. Нужно наполнить страницы полезным контентом.
  3. Необходимо сделать стильный интерфейс.

Каждую из формулировок можно подвергнуть критике:

  1. Сайт должен нравиться самому заказчику или его целевой аудитории?

  2. По каким критериям оценивается полезность контента?

  3. Какому направлению в веб-дизайне соответствует стильный интерфейс?

Если в тексте встречаются неоднозначные формулировки, их нужно переделать:

Нет Да
Быстрая загрузка Каждая веб-страница набирает больше 90 баллов при оценке скорости с помощью инструмента Google PageSpeed Insights
Статьи на главной На главной странице сайта выводятся превью четырех статей, которые опубликованы в последнее время
Удобная форма обратной связи Форма «Заявка на подключение» с двумя полями и кнопкой «Отправить» + эскиз

Теперь разберем содержание ТЗ.

Общая информация

Как правило, созданием сайта занимается не один специалист, а целая команда. Каждый ее участник должен понимать, какую деятельность ведет заказчик, кто целевая аудитория его бизнеса. Нужно зафиксировать эту информацию. Кроме того, стоит прописать, зачем создается сайт и какие задачи он будет решать.

Важно: в ТЗ нужно употреблять общепонятные термины. Текст документа должен излагаться в форме, которая доступна каждому. Если есть вероятность, что клиент может не понять какой-либо термин, необходима расшифровка.

Описание инструментов и требований к хостингу

Создание веб-ресурса начинается с выбора движка. Необходимо зафиксировать, какая CMS, инструменты, библиотеки и фреймворки будут использоваться при работе над сайтом. То же самое касается требований к хостингу и серверу.

Критерии работы сайта

Начнем с очевидного. Веб-ресурс должен корректно работать во всех браузерах на устройствах любого типа — десктопных и мобильных. Кроме того, в этом блоке нужно прописать требования к скорости загрузки страниц, защите от DDoS-атак, устойчивости при наплыве трафика и т. д.

Структура веб-ресурса

Структура веб-ресурса

Этот вопрос согласовывается до отрисовки и верстки сайта. Команде разработчиков вместе с клиентом нужно решить, какие страницы необходимы, как связать их друг с другом, как настроить перелинковку. Можно продемонстрировать структуру в виде списка, а лучше — нарисовать блок-схему.

Отметим, что это один из ключевых этапов составления ТЗ. Структура играет роль фундамента. От нее напрямую зависит, насколько удобным будет сайт.

Информация о каждой странице

Еще одно условие, которое нужно выполнить, чтобы составить качественное ТЗ. Важно, чтобы клиент понимал, для чего создается каждая веб-страница, какие элементы будут на ней размещаться. Эту задачу можно решить двумя способами.

Прототипирование

В таком случае исполнитель отрисовывает эскиз каждой страницы и прилагает их к документу. Это оптимальное решение: клиент может увидеть будущий интерфейс и сказать, что нужно добавить, убрать или исправить.

Текстовое описание

Вариант для тех, кто хочет сэкономить немного времени. Можно просто написать, какие блоки и элементы должны быть на каждой странице. В таком случае есть вероятность, что у клиента появятся дополнительные вопросы.

Сценарии использования веб-ресурса

При работе с нестандартным проектом недостаточно составить структуру сайта и сделать эскизы страниц. Нужно, чтобы исполнитель и заказчик понимали, как посетители площадки будут ей пользоваться. Для этого прописываются сценарии по следующей схеме:

  1. Пользовательское действие.
  2. Ответ сайта.
  3. Пользовательское действие.
  4. Ответ сайта.
  5. Результат.

Для примера разберем сценарий оформления покупки:

  1. Пользователь нажимает кнопку «Заказать».

  2. Открывается форма заявки.

  3. Посетитель сайта вводит номер телефона и подтверждает действие нажатием кнопки «OK».

  4. Сайт принимает заявку, после чего перед пользователем появляется уведомление «Заказ принят».

  5. Менеджер получает сообщение с контактными данными покупателя.

В техзадании для обычной визитки или лендинга прописывать сценарии не нужно. Однако при работе над сложными сайтами это условие становится обязательным. Если прописать сценарии, можно выявить слабые места веб-ресурса.

Требования к контенту

Требования к контенту

Исполнители работают по-разному. Одни сразу заполняют страницы контентом, другие используют рыбные тексты, третьи создают публикации за отдельную плату. Важно зафиксировать, о каком формате идет речь.

При описании критериев контента лучше избегать качественных прилагательных: «полезный», «интересный», «продающий» и т. п. Рекомендуем указать требования к уникальности текстов. Во-первых, нужно зафиксировать, какие сервисы для ее проверки следует использовать. Во-вторых, важно отметить показатели уникальности, которые считаются нормальными.

Требования к дизайну

Здесь актуален тот же принцип, что и для текстового контента. Объективно оценить дизайн практически невозможно. В этом случае нужна конкретика. Если будет использоваться цветовая палитра бренда, необходимо прописать, о каких оттенках идет речь. То же самое касается типографики, логотипа, иллюстраций и т. д. В идеале можно попросить клиента предоставить брендбук.

Заключение

Техническое задание может варьироваться. Не имеет смысла использовать один шаблон для корпоративного портала и лендинга для новогодней акции. Если говорить о типовом ТЗ, то оно включает следующие разделы:

  • данные о бизнесе заказчика, целевой аудитории бренда, задачах сайта;
  • глоссарий технических терминов;
  • требования к работе и верстке;
  • перечисление и описание инструментов для создания сайта;
  • требования к хостингу и серверу;
  • информация о структуре сайта;
  • прототипы или описания всех страниц;
  • данные о контенте, который создает исполнитель.

Опционально техническое задание может включать сценарии использования нестандартного интерфейса и требования к дизайну.

Популярные категории

Назад к списку