«Если человек может неправильно вас понять, он обязательно это сделает», — принцип, который актуален во многих ситуациях. Он касается и разработки сайтов. Если заказчик хотел деловую социальную сеть, а получил новостной портал, виноватым будет исполнитель: именно он не угадал желания клиента. В результате совместная работа приведет только к взаимному разочарованию.
Избежать такой ситуации помогает ТЗ — техническое задание. Разберемся, как правильно его составить. Наша статья будет полезной разработчикам и их клиентам.
Это документ, где прописываются все требования, которым должен соответствовать сайт. Важно, чтобы ТЗ было подробным, а формулировки максимально четкими. Это повышает вероятность того, что сотрудничество станет взаимно продуктивным.
Главная задача ТЗ — помочь исполнителю и заказчику найти общий язык. Если правильно составить документ, обе стороны извлекают из этого пользу.
Благодаря техзаданию клиент может:
С помощью качественного ТЗ разработчик может:
Разберем принципы, о которых нужно помнить, чтобы написать хорошее техзадание.
В теории это может сделать и клиент. Однако на практике техзаданием всегда занимается исполнитель либо его представитель, например, проджект-менеджер.
В создании сайтов по умолчанию лучше разбирается разработчик, а не заказчик. Тем не менее клиенту не следует абстрагироваться от составления ТЗ. Перед заказчиком стоит несколько задач:
Никто не запрещает заказчику подготовить черновое ТЗ. Возможно, оно станет основой для конечного технического задания.
ТЗ — документ, в котором не место качественным прилагательным. «Эффективный», «быстрый», «стильный» — такие определения под запретом. То же самое касается обтекаемых формулировок, например:
Каждую из формулировок можно подвергнуть критике:
Если в тексте встречаются неоднозначные формулировки, их нужно переделать:
Нет | Да |
---|---|
Быстрая загрузка | Каждая веб-страница набирает больше 90 баллов при оценке скорости с помощью инструмента Google PageSpeed Insights |
Статьи на главной | На главной странице сайта выводятся превью четырех статей, которые опубликованы в последнее время |
Удобная форма обратной связи | Форма «Заявка на подключение» с двумя полями и кнопкой «Отправить» + эскиз |
Теперь разберем содержание ТЗ.
Как правило, созданием сайта занимается не один специалист, а целая команда. Каждый ее участник должен понимать, какую деятельность ведет заказчик, кто целевая аудитория его бизнеса. Нужно зафиксировать эту информацию. Кроме того, стоит прописать, зачем создается сайт и какие задачи он будет решать.
Важно: в ТЗ нужно употреблять общепонятные термины. Текст документа должен излагаться в форме, которая доступна каждому. Если есть вероятность, что клиент может не понять какой-либо термин, необходима расшифровка.
Создание веб-ресурса начинается с выбора движка. Необходимо зафиксировать, какая CMS, инструменты, библиотеки и фреймворки будут использоваться при работе над сайтом. То же самое касается требований к хостингу и серверу.
Начнем с очевидного. Веб-ресурс должен корректно работать во всех браузерах на устройствах любого типа — десктопных и мобильных. Кроме того, в этом блоке нужно прописать требования к скорости загрузки страниц, защите от DDoS-атак, устойчивости при наплыве трафика и т. д.
Этот вопрос согласовывается до отрисовки и верстки сайта. Команде разработчиков вместе с клиентом нужно решить, какие страницы необходимы, как связать их друг с другом, как настроить перелинковку. Можно продемонстрировать структуру в виде списка, а лучше — нарисовать блок-схему.
Отметим, что это один из ключевых этапов составления ТЗ. Структура играет роль фундамента. От нее напрямую зависит, насколько удобным будет сайт.
Еще одно условие, которое нужно выполнить, чтобы составить качественное ТЗ. Важно, чтобы клиент понимал, для чего создается каждая веб-страница, какие элементы будут на ней размещаться. Эту задачу можно решить двумя способами.
В таком случае исполнитель отрисовывает эскиз каждой страницы и прилагает их к документу. Это оптимальное решение: клиент может увидеть будущий интерфейс и сказать, что нужно добавить, убрать или исправить.
Вариант для тех, кто хочет сэкономить немного времени. Можно просто написать, какие блоки и элементы должны быть на каждой странице. В таком случае есть вероятность, что у клиента появятся дополнительные вопросы.
При работе с нестандартным проектом недостаточно составить структуру сайта и сделать эскизы страниц. Нужно, чтобы исполнитель и заказчик понимали, как посетители площадки будут ей пользоваться. Для этого прописываются сценарии по следующей схеме:
Для примера разберем сценарий оформления покупки:
В техзадании для обычной визитки или лендинга прописывать сценарии не нужно. Однако при работе над сложными сайтами это условие становится обязательным. Если прописать сценарии, можно выявить слабые места веб-ресурса.
Исполнители работают по-разному. Одни сразу заполняют страницы контентом, другие используют рыбные тексты, третьи создают публикации за отдельную плату. Важно зафиксировать, о каком формате идет речь.
При описании критериев контента лучше избегать качественных прилагательных: «полезный», «интересный», «продающий» и т. п. Рекомендуем указать требования к уникальности текстов. Во-первых, нужно зафиксировать, какие сервисы для ее проверки следует использовать. Во-вторых, важно отметить показатели уникальности, которые считаются нормальными.
Здесь актуален тот же принцип, что и для текстового контента. Объективно оценить дизайн практически невозможно. В этом случае нужна конкретика. Если будет использоваться цветовая палитра бренда, необходимо прописать, о каких оттенках идет речь. То же самое касается типографики, логотипа, иллюстраций и т. д. В идеале можно попросить клиента предоставить брендбук.
Техническое задание может варьироваться. Не имеет смысла использовать один шаблон для корпоративного портала и лендинга для новогодней акции. Если говорить о типовом ТЗ, то оно включает следующие разделы:
Опционально техническое задание может включать сценарии использования нестандартного интерфейса и требования к дизайну.