После своего появления чат-боты мгновенно завоевали популярность в бизнесе и стали одним из самых востребованных инструментов. Виртуальные консультанты автоматизировали общение и сделали его быстрым и понятным. Так что сегодня уже нельзя представить ни одну справочную, службу поддержки или сервис по обработке заказов без этих программ-собеседников.
В нашей статье мы подготовили полезные материалы с примерами, которые помогут вам написать грамотный текст для чат-бота. Расскажем, как выстроить виртуальное общение, чтобы оно не только решало формальные задачи любого бизнеса, но и создавало располагающую атмосферу в диалоге.
Неудивительно, что виртуальные ассистенты прочно вошли в арсенал бизнес-инструментов. Преимущества чат-ботов в том, что они:
А еще чат-боты экономят бюджет компании, ведь программе не нужно платить за работу.
Сам алгоритм, по которому будет работать программа, создать несложно. Для таких задач сейчас есть множество специализированных онлайн-сервисов. Но что касается наполнения — здесь придется справляться самостоятельно. Расскажем, как писать тексты, которые понравятся вашей целевой аудитории и завоюют их доверие.
Прежде всего составьте список задач, которые нужно выполнить. Сориентироваться помогут уже отлаженные бизнес-процессы вашей компании. Если есть какие-то уникальные методы, которые хорошо показали себя именно в вашей сфере — учтите их тоже.
Например, вы занимаетесь доставкой еды. В этой отрасли удобно использовать ботов для обработки заказов и рассылки оповещений. Самые полезные дополнительные функции в таком случае — это настройка меню, онлайн-бронирование и подписка на уведомления о новинках.
Если вы владелец магазина одежды, то удачным решением станет виртуальный консультант, который, к примеру, помогает клиентам ориентироваться в размерной сетке и подбирать вещи нужных параметров. А еще покупатели точно оценят, если программа-ассистент предложит поисковик по моделям или возможность разделить товары по категориям.
Для банков чат-боты — это не просто собеседники, а настоящие консультанты. Они работают по специальным скриптам и предоставляют клиентам круглосуточную поддержку.
Хорошо, когда программа четко работает по заданному алгоритму. Однако не менее важно, чтобы у вашего чат-бота была индивидуальность. Только так вы сможете вызвать эмоциональный отклик у пользователей.
Такие детали — показатель качественного сервиса. Покупатель вряд ли захочет продолжить общение, если ассистент будет вести формальный диалог и выдавать безликие реплики.
И наоборот, если чат-бот проявит эмоции сам и вызовет их у клиента, он точно завоюет аудиторию и привлечет новых пользователей.
Итак, говорить с клиентом можно по-разному. Во время генерации текстов опирайтесь на самые популярные виды общения:
Не забывайте, что ваш чат-бот будет обращаться не к большой аудитории, а к конкретному человеку. Поэтому он должен создавать особую атмосферу, когда ведет диалог с пользователем. Как думаете, понравится ли клиенту, если виртуальный ассистент начнет использовать шаблонные реплики, типа «Успейте воспользоваться нашим уникальным предложением»? Мы уверены — это лишь испортит коммуникацию. Поэтому, чтобы у клиента возникло чувство живого общения, пишите диалоги естественным языком, который будет понятен каждому.
И еще одно правило — пишите короткие реплики. Чаще всего для решения запросов клиента хватает всего несколько фраз. А также следите, чтобы тексты не были чрезмерно фамильярными, равно как и слишком официальными. Не злоупотребляйте сленговыми фразами и исключайте канцеляризмы. Баланс во всем — вот лучшая стратегия.
Все фразы бота должны направлять клиента на правильный путь решения его запроса. Поэтому очень важно определить цель не только для алгоритма работы программы, но и для каждого сообщения. Лишь при соблюдении этого условия ваш виртуальный ассистент сможет четко выполнять свои задачи.
Вот реальный пример работы виртуального ассистента Максима. Этот бот помогает пользователям портала «Госуслуги» следующим образом:
Из примера видно, что чат-бот решает запрос в 3–4 шага. Помните — чем короче алгоритм действий, тем выше вероятность, что пользователь захочет вернуться.
Если вы пишете тексты, но не знаете с чего начать? Это нормальная ситуация. В таком случае вам могут пригодиться шаблоны для разных сфер бизнеса. Не стесняйтесь пользоваться готовыми решениями. Они не дадут запутаться в пользовательских сценариях и помогут расположить реплики в нужном порядке.
Любая программа-ассистент должна иметь свой стиль взаимодействия с клиентами. Определите, какая тональность подойдет вашему бизнесу. Именно в таком стиле виртуальный помощник должен общаться с посетителями на протяжении всего цикла.
Не злоупотребляйте эмодзи. Если вставите в текст слишком много смайликов, это вызовет у посетителей недоумение или даже отторжение. Эмодзи должны служить лишь конкретным задачам. Например, мини-картинки блюд или продуктов отлично подойдут для обозначения различных разделов меню.
Вот вам примеры нестандартных фраз:
Так что не торопитесь. Добавляйте новые цепочки алгоритмов по мере необходимости. Конечно, можно попытаться сразу создать сценарий, который охватит все процессы. Однако такая работа по-настоящему огромна и требует немалых затрат.
Первым делом детально продумайте основную цепочку действий чат-бота. Часто случается, что неудавшиеся диалоги просто оставляют без обработки. Если ваш помощник не будет реагировать на сообщения о выполненных действиях или начнет игнорировать ответы клиентов, вы просто потеряете большую часть аудитории.
Если вы составите целое полотно, его просто никто никогда не дочитает. Такой формат не вызывает ничего, кроме утомления. А ваша цель как раз в обратном — заинтересовать клиента и вовлечь его в общение. Так что пусть ваш бот задает короткие вопросы, уточняет нюансы и предлагает разные варианты решения проблем.
Держите в голове главную цель виртуального ассистента — чат-бот нужен для того, чтобы максимально упростить взаимодействие клиента с вашим сервисом. Поэтому очень важно создать четкую логическую цепочку действий программы. К примеру, вы предлагаете клиентам оформить подписку. В этом случае подойдет такой алгоритм:
Теперь рассмотрим кейсы. Мы подобрали примеры реальных чат-ботов от известных компаний. Предлагаем изучить как удачные варианты, так и не самые эффективные решения.
У этой компании есть уже популярный Бот Путешествий. Его создали специально, чтобы он помогал людям искать подходящие авиабилеты. Работает виртуальный ассистент по такому алгоритму:
Результат: разработчики хорошо потрудились. Доказательство тому — постоянное обращение клиентов. Люди доверяют Боту Путешествий и пользуются его помощью, когда хотят найти недорогие билеты.
Компания довольно долго трудилась над алгоритмом в «Телеграм». И все равно многие считают, что боту не помешают доработки. Взаимодействие виртуального ассистента с посетителями выглядит так:
Результат: у алгоритма слишком ограниченная цепочка действий, так что во многих случаях он просто ничем не поможет клиенту.
Сервис, который помогает службам доставки создавать собственных виртуальных ассистентов. Dostavkinbot предлагает такие возможности для привлечения аудитории, как:
Результат: сервис отлично реализовал своего виртуального ассистента. Недостаток лишь один — нужно обязательно регистрироваться, если вы хотите пользоваться чат-ботом.
Подведем итоги
Виртуальные собеседники — мощный инструмент современного бизнеса. Чат-боты важны и для самого бренда, и для его целевой аудитории. Во-первых, сегодня просто необходимо автоматизировать некоторые бизнес-процессы. Во-вторых, современная аудитория привыкла, что сервисы быстро и эффективно решают их потребительские запросы.
Если вы хотите, чтобы ваш виртуальный ассистент отлично справлялся со своими задачами, следуйте проверенным советам. Изучайте свою целевую аудиторию, тщательно продумывайте цепочки алгоритмов, создавайте уникальный характер и тон общения чат-бота. Также не лишним будет ознакомиться с основами копирайтинга. Учитывайте все эти аспекты, и у вас точно получится создать достойный сервис.